Кефир и яблочко

Я и моя рефлексия

Design Disruptors

В прошлом году ребята из InVision сняли фильм за дизайн, ребята из Readdle привезли его в коворкинг IQSpace, а я записала пару мыслей:

— Ограничения помогают находить сильные решения (Constraints inspire to design richer).

— «Дизайн» не заканчивается после макетов. Процесс дизайна идёт всё время, пока продуктом пользуются (Design isn’t finished untill someone is using it).

— Дизайн повсюду, но хороший дизайн — редкость (Everything is designed, but few things are designed well. Вспомнилось «Все люди — дизайнеры», http://ilyabirman.ru/meanwhile/all/everyone-designer/).

— Дизайнер! Не всегда ты — среднестатистический пользователь своего продукта (Myself could be not the average user).

— «зрелость выбрасывать лишнее» (maturity to remove certain things).

А мероприятия в офлайне — это здорово!

Книги по расписанию

Обнаружила сильнейшее неудобство. В Киеве, да и в Одессе, в центре города нет круглосуточных книжных магазинов. Как будто бы люди не могут внезапно захотеть почитать. Магазины своими часами работы диктуют безапелляционные условия, вынуждают душить внутренние желания. И что сделать, если появляется крайняя необходимость прямо сейчас пошелестеть парой страниц Зюскинда или Барнса. А ничего. Снять запонки, аккуратно убрать пенсне, смириться и недовольно уснуть.

Читатель подсказал, что коня подковать тоже негде, и что это так же возмутительно. Согласна с ним, проблемы одного порядка, и неизвестно, какая ярче.

Стереоконспект

Когда слушаешь крепкий доклад, параллельно приходят свои мысли. Идеи надо записывать, а то забудутся. Но есть риск, что записи смешаются, и потом не разберёшься, где в заметках речь докладчика, а где своё мнение.

Мой способ эту проблему решить это одновременно конспектировать на двух разворотах: на первом — только то, о что говорит спикер, на втором — то, что приходит по ходу в голову. Называю «хроника» и «эссе». На полях «эссе» линия, чтобы наглядно отделять от «хроники».

Потом удобно разбирать, где чья мысль.

Открытия

Недавно заселялась. Приехала со своим белым чемоданом под парадную раньше, а код домофона забыла узнать. Стояла под снегом и дверью и не могла дозвониться.

Вышла из положения благодаря навыкам социальной инженерии — проходил мимо дворник, спросила код у него. Сказал, зашла. Наверное, людям с белыми чемоданами доверяют. Порадовалась за себя.

А потом оказалось, что дверь была открыта: последнее время магнит не работал. Надо было просто попробовать дёрнуть ручку.

Как сделать беседу насыщенной, но лёгкой

Я общительная, общение меня всегда наполняет и вдохновляет. Часто, если собеседник был особо интересен, меня становилось много — ведь хотелось поделиться всем и обсудить всё на свете. И тут два риска: утомить человека, если ему некомфортна такая насыщенность и проговорить о себе больше, чем о другом (тут парадокс, ведь был запрос узнать что-то новое о другой стороне).

Однажды нашла решение, как это «лечить».

Если хочется о чём-то конкретном рассказать, сначала стоит задать общий вопрос по теме. Не рассказывать пример, не делать вступление, а как можно раньше просто спросить мнения. Условно, начинать новую тему не с «я люблю красный», а спросить «какой цвет тебе нравится?». Если совпадаете с красным (или, скажем, синим — я образно), то можно уже на новом уровне обсуждать, углубиться в детали. Если нет, это отличное направление для альтернативной темы. Сплошная польза.

Сравните. Конкретный посыл:
— Я люблю импрессионизм.
— Угу.

Общий:
— Ты как относишься к искусству?
— Я считаю искусство бесполезным.

И супердискуссия на час о параметрах искусства и культуры, влиянии на общество, социальную роль и прочих интересных вещах.

Качественно общаться это не просто пересказывать друг другу свои прекрасные истории, слушая себя, а, что ли, исследовать себя и мир вместе. Пересказы нужны не как рассказ ради рассказа, а с намерением высветить какие-то совместные темы. Итог отличной беседы это 1+1=3, когда обе стороны уносят что-то для себя новое, с ощущением и лёгкости и наполенности.

Как же это интересно.

А это Тед Мосби, который в одной из последний серий осознает, что уже пересказал все свои истории «маме» и говорить внезапно не о чём. Врезался в память тот момент.

Dry’n’spicy

Те, кто любят пряное и покрепче, у меня для вас немного огня. Те, кто привыкли, что Лед Зеппелин и Битлз это Кашмир и Ела Субмарин, у меня отличное предложение.

Я не люблю на 100% этническую музыку: там слишком открытый космос, мне нужно заземление. Заземляет рок.

Я сформулировала, каким направлением в роке притягиваюсь особенно. Раньше считала, что мне нравятся индийские мотивы — в частности, звуки ситара — но сейчас определила точнее: я люблю британский рок плюс настроения тех краёв, которым мы за специи и благодарны: это не только Индия, но и арабские страны. И из бо́льшей части, из колоний как раз Британской империи, корабли и возили табак и пряности (беспощадная история, если бы ограничилось только торговлей…).

Собрала пару сильных и не слишком растиражированных треков.

Общее у этой музыки называю «понятный» космос. Уносит, но возвращает рифами, которые то эклектично, то гармонично сочетаются с этникой… Надо слушать, поэтому делюсь плейлистом и своими впечатлениями.

Сначала Роберт Плант и Джимми Пейдж (после распада ЛЗ)

Friends

Тут и заподозрила, что мой критерий «лишь бы ситар» неточный. Послышались марокканские мотивы.

Посмотрела — и правда. 1994 год, давно после распада группы, Плант и Пейдж записывают дуэтом альбом No Quarter в Англии, Уэльсе, Марокко, Марракеше и где-то ещё. И эти страны — слышно.

Aaah-aaah…

Родом из Марокко чай с корицей, за Марокко соперничали Франция и Британия, поэтому теория сходится.

Wonderful One

Плыву дальше. Как удивительно переплетается wonderful с произношением и инструментом.

Touch me with fire, my mind is undone…

Надрыв и эхо по настроению напоминают прекрасную классически-плантовскую, сольную Come Into My Life, но там сюрреализма нет, а тут — полно. Они и похожи и непохожи одновременно.

Wah wah

Уже арабский мотив, но, опять, не растеряна сила. Вообще, «вау-вау» — это гитарная педаль.

Wah wah (habibi)…

А ещё в конце огорашивает вдруг проявившийся шум зрителей (из дворика, где они играли) — получается, эта запись, с таким вокалом!, не студийная.

Calling to you

Это уже другой альбом, сольный Планта, более ранний. Самая менее этническая из списка, но звон акустической гитары чуть более мистичен, чтобы это не отметить и не добавить сюда.

Carry Fire

Изысканность зашкаливает, но одновременно не размыта твёрдость. Рок.

Две. тысячи. семнадцатого. года релиз. А ведь в истории уже остались бы благодаря одному Кашмиру, ну и WLL, вполне. Какой же масштаб.

The May Queen

Лёгкая и звонкая: наверное, чтобы отдышаться. Хотя «остановки»-переходы не такие простые.

Теперь Битлы (до своего распада)

Забавно, что среди четвёрки мне ближе всех Харрисон, но в рамках группы: его пост-Битлз творчество уже меньше отзывается (после распада «для меня» первым однозначно становится Леннон). Так вот, во время группы Индия затронула их всех, но больше всего накрыла Джорджа — и как прекрасно это отразилось в музыке.

Love you too

На ней началась и проявилась моя тяга к восточным мотивам в роке. Исторически это вторая ситарная песня (первая Norwegian Wood, но мне она почему-то не ложится на душу). Я была всегда слегка расстроена этим фактом — было бы здорово, если бы она оказалась первой — а потом я докопалась, что Love you too первая осознанно созданная композиция для ситара. Вариант с осознанностью даже более сильный аргумент, в контексте.

О ней ещё есть забавный, близкий мне факт, но он стоит отдельного рассказа.

Люблю её.

Within you without you

О том, что самые далёкие путешествиях — те, которые без путешествий.

Мне кажется, самая трансовая композиция среди всей подборки и по смыслу и по звучанию. Если у Планта восточные мотивы больше как декор (Пейдж был к ним прохладен, зато о нём — это блюз), то у Битлов добавляется измерение смысла, спасибо Джорджу.

Меня это даже иногда пугает…

The Inner Light

Запев (ситар? голос? ситар?) действительно звучит как свет. Фотоны, а не ноты.

Я однажды заслушалась и вышла не на той остановке электрички. Пришлось возвращаться полтора километра пешком по жаре. Кажется, по жаре — меня тогда уносило: я только что её открыла, точно не помню. Думала о том, как бы не сел телефон, потому что не наслушалась.

Мне кажется, я слушаю всю остальную музыку для того, чтобы возвращаться к и снова наслушиваться Beatles и Led Zeppelin.

Плейлист открытый. Только рядом нужно держать стакан воды. Потому что очень, очень крепко!

Раньше я не вступала в холивары, а теперь я не вступаю в холивары

И вот что произошло.

Я прокачала отношение к — аккуратно подобрала спокойный литературный синоним, месяц искала — самобытности, чужой и собственной.

Самобытность это особенность характера и восприятия действительности. Проявляется с возрастом или даже насмотренностью-ситуациями. При встрече с другими эта характеристика взаимно резонирует, вступает в противоречие или никак не цепляет. Мне это объясняет, почему с одними нам по пути, с другими нет, а третьих мы вообще не запомнили. В любой сфере.

В светлой юной школьности мне казалось высшим пилотажем уметь стать каждому «своей»: я гордилась суперспособностью подружится и сблизиться со всеми сразу и каждым отдельно.

Получалось, а потом я заметила обратную зависимость: поскольку относилась не наигранно, а искренне, то чем с бо́льшим количеством людей мы совпадали, тем меньше у меня оставалось ярких своих чертей характера, они как будто задвигались на второй план.

Со временем делать как хочется показалось вкуснее, чем играть в тетрис. Расслабилась. Сначала подумала, что часть людей отвалилась. Ожидала, но расстроилась — показалось, стала менее «классной». Но на деле людей отфильтровалось гораздо меньше, чем ждала, а с остальными случился какой-то качественный левел-ап. Сколько новых появилось, вообще молчу — кажется, мне со встречами везёт. Или, может, издалека замечаешь тех, с кем мимо, и туда просто не поворачиваешь.

Конечно, регулярно кого-то, скажем, явно озадачиваю. Или меня. Когда так случается, наоборот, это приятно: это индикатор, что не хамелеоню, и что там, где здорово — здорово по-настоящему.

Посвящается всем холиварам, прошедшим и грядущим. Не надо изо всех сил жить дружно — главное, оставаться честным и друг другу не мешать.

Орiджинал фейк

Я говорила, что мне не хватает лингвистики и искусства. С декабря этого начало не хватать немногим меньше — я присоединилась к проекту Орiджинал фейк как редактор и переводчик.

Это что. Саша Быченко с помощью Лёши Сальникова собрали примеры «народного дизайна»: уличные таблички, объявления, листовки, вывески, надписи на стенах, плакаты, знаки… Те, что создавали непрофессионалы, что вынуждены решать конкретные задачи и — факт — что стали неотъемлемой частью нашего пространства.

Коллекция без комментариев: картинка, подпись и место. Поэтому можно умиляться, раздражаться, проводить параллели с «настоящим (осмысленным) дизайном», искать вопросы, ответы и смыслы (необязательно они там есть), расстраиваться, вдохновляться, думать, как бы решили задачу вы, удивляться, осуждать, улыбаться — что угодно. Это констатация визуальной идентичности Восточной Европы, она сложилась стихийно, и она крайне выразительная.

Проект живо взрослеет: в ноябре в Киеве уже появился на выставке в Киевской горадминистрации, сейчас каждый день по картинке появляется в Телеграме, Инстаграме и на Фейсбуке. На сайте пока висит заглушка, но всё будет.

Я взялась переводить подписи для публикаций, уже сейчас, и участвовать в будущих материалах, это потом.

Приходите смотреть: такой коллекции в Пинтерестах нет. Одна картинка в день, ноль спама, абсолют аутентичности. Материала ой много.

P. S. Если вы заметите какие-то ошибки или неточности в английских названиях или если знаете ещё ресурсы по теме — напишите мне.

Мне письмо

Полгода назад писала себе письмо: вчера получила.

Думала, что сильно не поменялась, а судя по волнующим тогда штукам — таки есть.

То, что, думала, будет на повестке сегодня, успело отвалиться ещё тогда в течение недели-другой. Надо развивать дальновидность. Ещё давала себе один совет, важный-важный, как казалось — сейчас ему улыбнулась и подумала, насколько же могу быть зацикленной.

Если бы писала на английском, был бы сплошной Past Perfect.

К себе быстро привыкаешь.

Не выходите из старых групп в Телеграме

У меня (как и у вас) много Телеграм-групп, которые рождались под конкретную задачу — вебинар, проект, встреча — и предсказуемо умирали. Через время некоторые участники зачем-то их покидают и запускают цепную реакцию. Не вижу ни одной причины из устаревших чатов выходить и верю в минимум три этого не делать:

  1. Ушедший участник теряет доступ к старым данным.
  2. Создаёт лишние уведомления для других.
  3. Поднимает неактуальные и топит актуальные чаты у оставшихся участников.

Пусть живут!

О вкусной и красивой пище

Я так усиленно отдыхаю, что содрогаюсь при мысли выйти в магазин и пока не готова заказывать доставку: встречать курьера предполагает пойти на дневной свет, пройти через целый двор, два раза открыть-закрыть двери и, самое сложное сейчас, поздороваться. Поэтому утилизирую продукты из холодильника — он близко и это можно делать молча. Кажется, завтра будет осмысленно красиво:

  • Творожно-банановое пюре с керобом (думала превратить их в сырники, но сметаны больше нет: а какие сырники без сметаны);
  • Спаржевая фасоль с креветками (быстрее всех размораживаются и три секунды готовятся), заправленные пряным маслом (о нём дальше) и салат из свеклы (оказалось, у меня есть свекла) с брынзой (чтобы уже подчистить среднюю полку холодильника);
  • Тёртая морковь (неопределённо лежит одна штука) с дижонской горчицей (в моём доме могут закончится вода, свет и надежда, но горчица зёрнышками должна быть). И сюда бы пошли мидии, но о них напоминает только масло-маринад (зато см. выше). Буду есть и о них думать;
  • Ананас (случился незапланированный ананас), тушённый в розовом вине (почему бы и да) или кокосовой воде (потому что это чёртов кокос открыть выше моих способностей), с корицей (корица у меня в одной категории с горчицей: куда не подходит горчица — туда идёт корица, и наоборот).

А с воскресеньем не складывается: туда переходят шоколадные конфеты, баклажанная икра, овсянка и морская капуста.

Придётся снова становиться социальной.

Люблю людей

Люди такие интересные. Но самые интересные встречаются в кафе, хостелах и на улице.

Обожаю хостелы

— Девушка, а вы кем работаете?
— Дизайнер.
— А у меня бывший муж дизайнер. Обычно это люди не от мира сего, к сожалению. Чай будете?

От чая отказалась.

Как-то спросила на рецепции (где продаётся всё, от мороженого до шампуня):
— У вас кефир есть?
— Нет, до такого мы ещё не дошли.

Ну что же все такие, не бережные, а.

Обожаю кафе

Середина зимы, какой-то пост. Сижу. Приносят за соседний столик нечто запечённое, полосатое беконом. Официант:
— Сметану?
Гость:
— Спасибо, я пощусь.

Лучший!

И в кафе же познакомилась с впоследствии хорошим товарищем, автором гениального комплимента.

Пару лет в рейтинге самых диких полученных комплиментов лучшим был этот: «Валерия, вы странная и обыденная». А потом его потеснили (утро, сонная я):
«В твоих мешках под глазами можно сверстать сайт. Красиво».

Озадачена была долго…

Обожаю случайных прохожих

Иду по улице. Прорывается голос сквозь наушники, перебивая Брайана Молко:
— Девушка, а можно у вас уточнить?
— Что уточнить?
— Угадайте.
— (Лёгкое недоумение, меньше секунды.)
— Ну и не надо!

И обиженно разворачиваются. Всё заняло секунд пять. Так и не поняла, чем человека обидела.

Могу делать подборку зарисовок как знакомятся. Есть ещё идиотская.

Пишу сообщение. Рядом тянется рука:
— Девушка, давайте телефон, ага, этот.
Вокруг день, люди, собираюсь кричать.

— Нет-нет, вы что, я шучу, номер дайте! Познакомиться хотел!

Потом товарищ — или пациент — всё равно не понял, почему «познакомиться» не о нём.

Не надо так.

И вообще, если я когда-нибудь почувствую одиночество, то знаю, что делать: я снова куплю четверть арбуза и пронесу его домой через центр города.

Зарисовок хватит на короткометражку. Со страхом (или воодушевлением?) представляю, а что, если живи я на пару кварталов дальше. Если арбуз всегда так срабатывает, он рискует потеснить мой молескин цвета «скарлет» — не знаю теперь, у чего конверсия выше.

Какой там Тиндер. Арбуз! Но обязательно четверть.

Люблю людей.

Борхес, боль, блокчейн. Создала Телеграм-блог о блокчейне

Вы в теме блокчейна и криптовалют?

Я нет. И это невозможно подавляет. Кажется, на поезде уехали все, кроме меня. Поэтому я решила плотно вникнуть и живо делиться по пути. Я создала телеграм-канал, где в формате дневника буду рассказывать, как разбираюсь в теме.

[На фоне последних новостей — крайне страшно. Сомневаюсь, боюсь. Но не могу уже не.]

Энивей, велкам: Борхес, боль, блокчейн.

Больше букв, больше поводов следить.

Зачем это мне. Во-первых, это красиво. Это Чёрное зеркало, это постмодерн, это меняет мир. Вдохновляет!

А серьёзно, хочу:

  • С нуля войти в новую область
  • Умно зарабатывать
  • Войти в сообщество
  • Исследовать, как блокчейн меняет мир
  • Разобраться в инвестировании в целом, чтобы потом не было мучительно больно
  • Публично — чтобы не отступить.

Что ждать внутри. Важно: формат могу и буду корректировать, подгоняя под свои интересы и этот удивительный мир. Сейчас это:

  • Конкретные действия меня-полного-новичка, чтобы продвинуться в теме
  • Конспекты информации, которую изучаю. Панина всегда была отличницей
  • Свои кейсы
  • Обзоры. Например, основные и периферийные способы зарабатывать в блокчейне
  • [Добавлено!] Исследование правовой стороны. Особенно сейчас
  • Теория, но необходимое и простыми словами
  • Интервью с умными людьми
  • Жизненные истории. И боль, конечно
  • Исследования образовательных площадок, мероприятий и сообществ

На десерт:

  • Мои размышления (вы их любите, я знаю)
  • Те безумные штуки, которые я себе придумала, чтобы развлекаться по ходу
  • Тематический юмор
  • И — самое важное! — красивые фоточки по понедельникам (но первая через неделю).

Собираюсь уделять три часа в день учёбе с практикой и час каналу. План есть, я по нему уже бегу, сделаны вложения, отступать поздно :-) Три дня назад у меня не было ничего, а вчера я уже… Так, дальше в канале.

Будет весело и содержательно. Обещаю.

За репосты, шеры в и во вне Фейсбука, лайки, шутки, комментарии, поддержку — благодарность. Этого не бывает много, это важно и приятно.

Короче. Приходите и приводите друзей!

Неточная заметка

Ждуна считают важнейшим культурным символом этого века, почти соизмеримым наследию Пушкина. Не спорю. Но мне кажется, что есть ещё один мем, такой же мощный по своему посылу, но недооценённый и несправедливо забытый. И вот он —
«Это не точно».

Если Ждун применим в основном к ожиданиям и межличностными отношениям, то это — обширнее и величественнее, потому что встраивается в и обогащает смыслами вообще все явления вокруг. Делает их человечнее, ближе, подчёркивая нашу бренную несовершённость.

И вот как я это поняла. Там будет даже немножко драма.

Последние пару дней хожу по городу и подставляю «но это не точно» ко всем вывескам, слоганам и объявлениям. Работает всюду. Объект сразу играет новыми красками, отпадают лишние вопросы, на душе становится веселее, а действительность — понятнее и приятнее. Как дополненная реальность, только без внешних инструментов.
Например:

  • Свежая выпечка каждый день с 10 утра (но это не точно);
  • Работаем до последнего клиента (но это не точно);
  • Сделано в Италии (но это не точно);
  • Ремонт любой сложности (но это не точно);
  • Киш (пирог) с чедером (но это не точно) — угадайте, встретились ли мы в том кише с чедером;
  • Алкоголь в малых дозах вредит вашему здоровью (но это не точно);

Просто ∞.

И кусочек драмы. На третий день эксперимента я ментально споткнулась о вывеску: «Шаверма-энд-фалафель „У Даньки“. Вкусно ВСЕГДА». Буквы смотрели в мир настолько бескомпромиссно, что не стыковалось и всё. Даже сделалось как-то неловко.

Надо сказать, у меня есть слабость: люблю красивые кафе и хардкорные фалафельные. Как инь и янь уживаются эти две противоположности. Чем аутентичнее заведение, тем больше вдохновляет. Вообще, страшновато, но что-то есть в них притягивающее… Итак, я решилась на праздничный обед. Зашла. И — %%звук_разбитого_стекла%% — тот фалафель оказался по-честному ни о чём, никаким, ни разу не вкусным. Взгрустнула. И воодушевилась: уверилась, что эта фраза гармонично встроится везде. И всегда. Без исключений.

(Но это не точно.)

На Севере лапки

Я так долго не была дома, что забыла, как включается отопление. Вызвала газовщиков, а пока сижу в халатошубе (согревает), жалуюсь в фейсбук (должно ещё больше согреть) и представляю, что я в замке (в замках было холодно) и принцесса (принцессам не рассказывали, как включать отопление). И смешно и бесит.

На фоне должна играть тема из Игры престолов.

Без воображения было бы скучно.

А теперь включается победная волынка из Храброго сердца.

Прибыли. Спасли. Дракон газовой колонки вновь огнедыщащ (пришлось сменить подковы), камины батарей в обеих комнатах растоплены, и свечи снова остаются только для атмосферы. Сижу на шкуре плюшевого халата и благодарю технический прогресс.

Тепла всем!

Одно письмо — один вопрос…

… или как я училась не утапливать себя и окружающих в переписках.

Я второй год в бюро.

Когда я только пришла, было сложно из-за суперудалённого формата, суперсвободного графика и иногда супернеожиданной разницы во времени. Я до это прошла школу, но там задача с дедлайном была единственной — диплом, — а в работе шли сразу несколько, параллельно, и вовлекая разных людей. Хоть я к тому моменту уже год как работала удалённо, на прошлом месте график был фиксированным, штат — постоянно на связи (в буквальном смысле несогласованно отойти на 10 минут было заметно и поэтому недопустимо), и общение шло в скайпе.

В бюро наш основной канал связи — почта. Как я потом поняла, скайп и остальные мессенджеры хороши для здесь-сейчас, но не располагают к продуманным сообщениям. Первое же время я воспринимала почту как мессенджер и писала всем ворох писем, каждое — с десятком разных вопросов, как мелкие сообщения с отправкой по энтеру. Я сама очень быстро печатаю, поэтому мысль иногда отставала от букв.
Это было неудобно и неэффективно: отнимало много времени и у меня, и у коллег.

Когда мы осознали проблему, то определили правило, чтобы уменьшить объём неоправданной переписки: договорились, что в одном письме я буду задавать только один вопрос.

Решение сработало не только количественно, но и качественно: кроме того, что другой стороне гораздо удобнее отвечать на чёткое письмо, мне в итоге стало легче определять главное. Этот подход тренирует умение наводить порядок в голове. Часто оказывалось, что пять «а как тут?», «а что это?», «а может сюда?» при повторном взгляде были или избыточными, или второстепенными, или очевидными. А если задача требует более трёх разных вопросов, то это сигнал писать не письмо, а план-понимание. И даже в этом случае всё схлопывается как раз до начального одного вопроса: «Вот проблема, вот распишу план, когда обсудим?».

Ещё договорились, что под запретом вопрос «что делать?» (читается: АААчтоделать). Вместо этого лучше предложить решение и спросить, «а что, если поступить так?». Такой подход ещё и экономит будущие шаги, что особенно ценно при разных часовых поясах. Открытые вопросы должны быть не только открытыми, а и обдуманными.

Это история о системных решениях, когда «починить», а не «залатать». Помню до сих пор, как после этого решения сразу стало сильно легче.

У меня так автор умер

Читаю «Гарри Поттера и методы рационального мышления». Есть пять причин, почему книга отличная. Одна из — это хрестоматийная иллюстрация одного явления в современной литературе и вообще искусстве.

Кто не знает, это критически-логический разбор по Поттериане, и он живёт отдельно от классической книги. Говорят, «Методы» прекрасно заходят тем, кто «библию» авторства Роулинг не читал. А если с оригиналом быть знакомым, то, читая этот фанфик, появляется ещё одно измерение: классический сюжет умножается на альтернативный. Особенно, если перечитывал все семь частей раз пять.

Это наложение усиливает восприятие новых образов и событий даже если они никак не связаны с оригинальными. Например, местный муж Петуньи это спокойный профессор, в отличие от классического Вернона-скандалиста. Его рассудительность — и даже избыточная сухость — ярче вдвойне на фоне того, что́ я знаю о роулинговском мистере Дурсль.

Такая связь называется интертекстуальностью. Что такое «интертекст» объясню буквально и метафорически.

Буквально. Есть взгляд, что в мире всё уже создано, написано и сказано. Поэтому каждое новое произведение это набор отсылок ко всему, что уже существует. В современности 100% уникального содержания не существует просто потому, что ничего не создаётся в вакууме. Это применимо ко всему, явно (как здесь) или неявно (когда мы читаем одно произведение и проводим параллели с другим). Поэтому, в частности, нет и автора — культурный слой, контекст и сам читатель наделяют любое произведение новым смыслом.

Метафора. Есть вино сорта «Шабли». Напиток можно выдержать в стальной ёмкости, а можно в дубовой бочке. И там и там исходный алкоголь одинаковый, но в стальной его вкус останется чистым, а в дубовой бочки — изменится. Бочка это бэкграунд, вино — произведения, будь это книги, фильмы или картины.

Это же объясняет, почему выстреливают произведения на острые темы с казалось бы низкой художественной ценностью: в них априори вшит сильный каркас, которая добавляет веса. Ярко это выражено в современном искусстве.

Оговорюсь: я прямо сейчас не даю оценку никаким проектам. Зато подскажу, как понять, какой перед вами критик. Хороший куратор не скажет, что произведение гениальное, а объяснит, почему возник резонанс. То, что происходит, нужно понимать и относиться адекватно, а не протестовать, что раньше было лучше.

В этой теме есть предпосылки к ещё интересным смежным темам: плагиату и аллюзии.

И субъективный приятный бонус: я фанат вселенной ГП. Последний раз переслушивала аудиоверсию ради английской речи в целом и прекрасного голоса Стивена Фрая в частности, но после не возвращалась, чтобы не стало грустно. Ведь прочитать просто так было бы как пересмотреть любимый фильм нежной юности: в 14 лет сопереживаешь и рыдаешь потом полночи, а в 25 думаешь, чёрт, что же такого романтичного в манипуляции на чувстве вины и идеализации (краткое содержание половины голливудских мелодрам). А тут какой шанс снова вернуться к любимой вселенной, но на другом, адекватном интересам уровне.

Пруфлинки, без которых нещитово:

Выхода нет?

Меня спрашивают, а не боюсь ли я одной подолгу жить в разных городах. Всегда отвечала, что нет, но сейчас поняла, что вообще-то всех обманываю.

Есть у меня один страх: оказаться запертой в очередном кафе в комнате, к назначению которой принято подбирать эвфемистичные метафоры — скажем, «помыть ручки». И там остаться потому, что однажды не разгадаю, как же выбраться обратно. Простите.

Мне кажется, — нет, я убеждена! — что людей, которые проектируют, как будет Сами-Понимаете-Какая комната выпускать случайно или не очень забредших туда путников, объединяет теория заговора или скрытое соревнование: придумать наиболее невероятный способ открывать дверь при выходе, и мериться этими изощрениями; у меня нет другого объяснения. Иначе как ещё оправдать такое разнообразие квестов «выберись обратно», как: дверь, где защёлка поворачивается в ту же сторону, что и закрывает её. Дверь, где нужно сначала нажать кнопку, а потом повернуть ручку. Другая дверь, где нужно сначала повернуть ручку и потом нажать кнопку. Где-то требуется поднести руку к определённому участку (и не подносить, пока выходить не в планах). Дверь, что при входе открывается кнопкой, а при выходе — толканием. И всё это усиливается маленькой площадью помещения.

Ожидаю увидеть двери, которые распахиваются подмигиванием, вежливой просьбой и декларированием четверостишия на память. И именно в таком порядке.

Увы, этот опыт бесповоротно изменил восприятие даже обычных дверей: если я вижу нормальный выход, чувствую подвох и не сразу верю, что он выпускает обратно просто так.

Я забираю телефон со столика с собой не чтобы не украли, а исключительно ради возможности вызвать подмогу из внешнего мира, именно в такой ситуации. И кошелёк беру (и этим движет не страх кражи, нет) на случай, если МТС снова решит списать все деньги, а Лайфсел как всегда перестанет ловить сеть, — чтобы экстренно пополнить счёт (и уже потом разбираться с операторами, куда за день делся бюджет на месяц разговоров). По той же причине на второй карте открыта кредитная линия, которой никогда не пользовалась — только для этого. Только поэтому у меня два номера и двухсимочный андроид, а не единственный ненадёжный айфон. Заряжаю пауер-банк и подключаюсь к вай-фаю не чтобы работать, а исключительно ради той же возможности не остаться взаперти.

Если пригласить тех изобретательных людей работать в охранных компаниях, уличные бронированные двери и остальные системы защиты упадут в цене за снижением спроса. Потому что куда́ грубой физической силе угнаться за изысками воспалённого человеческого воображения.

Другие страхи рядом меркнут.

Уф. Всё. Простите. Спасибо. Ещё раз простите: не смогла больше молчать.

Универсальные аргументы

Рассказываю одному хорошему человеку, почему фалафель это хорошо. А он мне аргументы против:

  • там нет мяса;
  • нет шоколада;
  • он безалкогольный;
  • и не майнит биткоины.

Я всё равно пока ещё считаю, что Рубинштейна построили, чтобы там был Бекицер. Но уже начинаю теряться: не поспоришь же…

Сделывать вовремя

Один из ключевых навыков, который я осознала и постоянно оттачиваю — сделывать вовремя. «Вовремя» значит «слегка заранее и в спокойном режиме». У него два антонима, очевидный — «поздновато» и неочевидный — «суперзаранее».

Почему плохо сильно позже и сильно раньше.

Первое понятно. Нужен запас времени, не нужен аврал. Дело, которое в режиме «вовремя» займёт 15 минут, в режиме «горит» выльется в час, сдвинет ваш план, потратит время коллег — вдруг, вы уже сами не справитесь и придётся привлекать, скажем, разработчиков — и нервы самого́ ответственного (мне и то и другое одинаково неприятно расходовать). Ещё вы работаете с другими людьми, у которых свои задачи и свой график. Глупо и даже неуважительно рассчитывать, что если ваш вопрос загорится, то к вам всегда и сразу же прибегут на помощь. Могут прийти, а могут и не прийти — лучше не допускать. Ограничения бывают даже физические: у кого-то разница в 5 часов и смс «ааа срочно помоги» отправленная в ваши «детские» 9 вечера будет просмотрена утром, кто-то будет лететь в самолёте, проводить встречу или находиться в горах.

Второе менее очевидно, но тоже важно. Сильно заранее — в минус и себе и людям. Во-первых, это к вопросу приоритетов, вы отставляете текущие задачи, которые скоро загорятся, и не можете оценить, куда сейчас целесообразно смотреть. Во-вторых, может оказаться, что ко времени вообще систему пересмотрят и предыдущие действия уйдут впустую. Я однажды два часа составляла таблицу, а потом разработчики подготовили алгоритм — мой труд не пригодился.

И третье сюда же, насчёт перегорания. В бюрошном Бейскемпе есть прекрасное наставление: «очень важно, чтобы вы научились создавать себе свободное время». Кажется, я вчиталась в неё только спустя полгода. Пример: как-то думала, что выделю полный день, переделаю всю работу «на вырост» и следующие пару дней буду отдыхать. Но завтра и послезавтра дела не уменьшились, а часть проделанного потом не пригодилась — я была уставшей и помучилась за бесцельно потраченные. А могла бы отдохнуть.

Вместе с тем, это всё не отменяет принцип «срочно делать несрочное», потому что какие-то вещи и правда удобно закрывать понемногу в неспешном режиме. Но и такой резервный час на разгрести ящик тоже нужно ограничивать во времени и загодя планировать. О чём-то якобы несрочном можно забыть, потому что сильно расслабляешься.

Как правильно поступать: оставлять адекватный запас. Очень здорово, скажем, накануне отправить письма с продуманными на шаг вперёд вопросами, запланировать на завтра дела, наутро получить ответы — и всё сделать, как собирались. Если нет уверенности, какой запас «адекватный», гадать тоже не нужно. И вредно, ведь вы можете не знать всех деталей. Поступать просто: сомневаешься — спрашиваешь вторую сторону «в какое время лучше прийти с этой задачей?».

Это важно.

Ctrl + ↓ Ранее